Мораторий на проверки - 2024

a:2:{s:4:"TEXT";s:75150:"<p align="center">
     Мораторий на проверки - 2024
</p>
<p align="center">
     Запрет на включение лица/ объекта в план-2024
</p>
<p>
     В связи с непростой политико-экономической ситуацией в 2022, 2023 и 2024 годах Правительству РФ были переданы полномочия по установлению особенностей проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403620528/entry/1812">п. 2 ч. 1 ст. 18</a> Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ).
</p>
<p>
     Правительство РФ воспользовалось этим полномочием неоднократно:
</p>
<p>
     - <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/0">постановлением</a> от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) с 10 марта по конец 2022 года был введен очень жесткий мораторий - почти полный запрет на плановые и существенные ограничения на внеплановые проверки и КНМ;
</p>
<p>
     - <a href="https://internet.garant.ru/#/document/406062503/entry/0">постановлением</a> от 29.12.2022 N 2516 жесткий мораторий на внеплановые проверки был продлен до конца 2023 года, а <a href="https://internet.garant.ru/#/document/408212709/entry/0">постановлением</a> от 14.12.2023 N 2140 - до конца 2024 года;
</p>
<p>
     - <a href="https://internet.garant.ru/#/document/406557661/entry/1651">поправками</a> в Постановление N 336 мораторий (не абсолютный!) на плановые проверки был продлен до 2030 года. Таким образом, и в 2024, и до 2030 года в планы проведения плановых КНМ, планы проведения плановых проверок <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/113">нельзя</a> включать значительную часть контролируемых лиц:
</p>
<table cellspacing="0" cellpadding="0">
<tbody>
<tr>
    <td>
        <p>
             объекты контроля, отнесенные к категориям:
        </p>
        <p>
             - высокого риска,
        </p>
        <p>
             - чрезвычайно высокого риска (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/113">п. 11.3</a> Постановления N 336),
        </p>
        <p>
             ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ государственных и муниципальных детсадов, школ, медорганизаций, а также государственных и муниципальных организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/114">п. 11.4</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
    <td rowspan="3">
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p>
              
        </p>
        <p align="center">
             МОЖНО включать в Планы-2024 и до 2030 года в планы проведения плановых проверок, плановых КНМ
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             - опасные производственные объекты II класса опасности,
        </p>
        <p>
             - гидротехнические сооружениям II класса (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/113">п. 11.3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             - любые объекты и лица, проверки которых регулирует Закона N 294-ФЗ, если в их отношении не применяется риск-ориентированный подход (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1132">абзац второй п. 11.3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             объекты контроля, отнесенные к категориям:
        </p>
        <p>
             - низкого риска,
        </p>
        <p>
             - умеренного риска,
        </p>
        <p>
             - среднего риска,
        </p>
        <p>
             - значительного риска (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/113">п. 11.3</a> Постановления N 336),
        </p>
        <p>
             - государственные и муниципальные детсады, школы, медорганизации, организации социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), даже отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/114">п. 11.4</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать в Планы-2024 и до 2030 года в планы проведения плановых проверок, плановых КНМ
        </p>
    </td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p align="center">
     Запрет на внеплановые проверки в 2024 году
</p>
<p>
<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/0">Постановлением</a> N 336 установлен запрет на многие - потенциально возможные - внеплановые проверки в 2024 году.
</p>
<p>
     Разрешено исключительно проведение следующих внеплановых проверок и КНМ, которые проводятся с взаимодействием с контролируемым лицом (внеплановые КНМ и проверки без взаимодействия можно проводить без ограничений - см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/10">п. 10</a> Постановления N 336):
</p>
<table cellspacing="0" cellpadding="0">
<tbody>
<tr>
    <td>
        <p align="center">
             основание
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             вид надзора
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             предварительное согласование с прокурором
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,
        </p>
        <p>
             при этом:
        </p>
        <p>
             - для определения тяжести вреда можно руководствоваться <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12162210/entry/0">приказом</a> Минздрава России от 24.04.2008 N 194н,
        </p>
        <p>
             - понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретной территоррии, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории, к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/2">п. 2</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/312">абз. 2 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336, см. также <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403775922/entry/0">письмо</a> Минэкономразвития России от 28.03.2022 N ОГ-Д24-2255; однако на практике суды могут игнорировать разъяснения Минэкономразвития, см., например, <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/336332664" target="_blank">определение</a> Верховного Суда Удмуртской Республики от 11.09.2023 по делу N 33а-3022/2023, <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/65871750" target="_blank">постановление</a> Девятнадцатого ААС от 28.09.2023 N 19АП-3564/23)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства,
        </p>
        <p>
             при этом понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением ущерба обороне и безопасности (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/2">п. 2</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/313">абз. 3 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             непосредственная угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера,
        </p>
        <p>
             при этом понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и возникновением ЧС (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/2">п. 2</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/314">абз. 4 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             - причиненный вред жизни и тяжкий вред здоровью граждан (для определения тяжести вреда можно руководствоваться <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12162210/entry/0">приказом</a> Минздрава России от 24.04.2008 N 194н, см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/2">п. 2</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436);
        </p>
        <p>
             - причиненный вред обороне страны и безопасности государства;
        </p>
        <p>
             - возникшее ЧС
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/312">абзацы 2 -4 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336), но на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на ОПО I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса проверку можно проводить тотчас же с уведомлением прокуратуры (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/4">п. 4</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             выявление индикаторов риска
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой соответствующий
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/315">абз. 5 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             Внимание: только внеплановые ВЫЕЗДНЫЕ проверки и инспекционные визиты!
        </p>
        <p>
             проверка исполнения предписания, выданного до 01.03.2023, об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, если невозможна оценка исполнения предписания на основании документов и иной информации в распоряжении надзорного органа
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/316">абз. 6 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/53">абз. 3 п. 5</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             проверка исполнения предписания, выданного после 01.03.2023
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой соответствующий
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/3111">абз. 11 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав,
        </p>
        <p>
             причем защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя. Если жалоба гражданина (граждан) содержит сведения о нарушении обязательных требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не нарушили права заявителя (заявителей), то проведение внепланового КНМ в указанном случае запрещено (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/3">п. 3</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             региональный жилнадзор, лицензионный контроль за УК в МКД
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             санкция прокурора не требуется
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/329">абз. 9 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336 в ред. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/405184261/entry/10513">постановления</a> Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             решение руководителя, замруководителя ФНС (кроме внезапной контрольной закупки, в которую <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/7507">трансформируется</a> выездное обследование)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             федеральный госконтроль за применением ККТ и полнотой учета выручки
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/318">абз. 8 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             решение руководителя (замруководителя) Роструда или территориальных органов в случае поступления от работников массовых обращений (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) о невыплате зарплаты свыше одного месяца
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             федеральный госконтроль за соблюдением трудового законодательства
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/319">абз. 9 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336 в ред. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/405693445/entry/0">постановления</a> Правительства РФ от 10.10.2022 N 2036)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             поручение Президента РФ (любое), поручение Председателя Правительства РФ/ вице-премьеров (только принятое после 10.03.2022)
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/322">абз. 2-4 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/325">абз. 5 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             наступление события, указанного в программе проверок
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             - государственный строительный надзор,
        </p>
        <p align="center">
             - федеральный экологический,
        </p>
        <p align="center">
             - федеральный за объектами культурного наследия,
        </p>
        <p align="center">
             - федеральный в сфере обращения лекарственных средств
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/326">абз. 6 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             представление контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания/ иного решения в целях получения, возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер, поступление заявления от организации, ИП о предоставлении правового статуса в соответствии с <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12164247/entry/102011">п. 1.1 ч. 2 ст. 10</a> Закона N 294-ФЗ
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             любой соответствующий
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/327">абз. 7</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/328">абз. 8 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             Внимание: только внеплановые ДОКУМЕНТАРНЫЕ проверки! поступление в Росалкогольрегулирование от дознавателя, следователя, органа ОРД, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении ОРМ изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/3210">абз. 10 пп. "б" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             основания, установленные <a href="https://internet.garant.ru/#/document/10105879/entry/320422">подпунктами 2</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/10105879/entry/320423">3</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/10105879/entry/320425">5</a> и <a href="https://internet.garant.ru/#/document/10105879/entry/320426">6 п. 4 2 ст. 32 </a>Федерального закона об НКО
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             надзор за НКО
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно, но требуется предварительное извещение (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/33">пп. "в" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             основания, установленные <a href="https://internet.garant.ru/#/document/171640/entry/25053">абзацем третьим п. 5 ст. 25</a> Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             надзор в сфере свободы совести и вероисповедания
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             не нужно, но требуется предварительное извещение (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/33">пп. "в" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
<tr>
    <td>
        <p>
             установление факта распространения (предоставления) в сети "Интернет" баз данных (или их части), содержащих персональные данные
        </p>
    </td>
    <td>
        <p align="center">
             надзор за обработкой персональных данных
        </p>
    </td>
    <td>
        <p>
             обязательно
        </p>
        <p>
             (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/3110">абз. 10 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336)
        </p>
    </td>
</tr>
</tbody>
</table>
<p align="center">
     Проведение в 2024 году проверок и КНМ без взаимодействия с проверяемым/ контролируемым лицом
</p>
<p>
     Мораторий не накладывает в 2024 году никаких ограничений на проведение КНМ без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия, если они проводятся хоть по Закону о госконтроле, хоть по Закону N 294-ФЗ о проверках (см., например, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/406197647/entry/0">письмо</a> Минэкономразвития России от 22.09.2022 N ОГ-Д24-10113). Согласовывать с прокурором такие КНМ и проверочные мероприятия не нужно (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/10">п. 10</a> Постановления N 336). Напомним, что в ходе таких КНМ инспекторы не могут вступать во взаимодействие с теми, кого они проверяют, в том числе требовать документы, разговаривать (даже по телефону) и т.п. (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/5601">ч. 1</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/5603">ч. 3 ст. 56</a> Закона о госконтроле). Правда, после выездного обследования нельзя выдавать предписания (см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/7505">ч. 5 ст. 75</a> Закона о госконтроле, до 25.07.2022 по итогам выездного обследования было не запрещено привлекать к административной ответственности, однако <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281031">ч. 3.1</a> во взаимосвязи с <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281033">частями 3.3</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281034">3.4 ст. 28.1</a> КоАП РФ запрещает составление протокола об АП без проведения КНМ со взаимодействием или проверки, если правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за редкими исключениями - постоянный рейд, постоянный госконтроль и дела по <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/921">ст. 9.21</a> КоАП РФ, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/9101">ч. 1 ст. 9.1</a> КоАП РФ). А по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований, по общему правилу (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/7403">ч. 3 ст. 74</a> Закона о госконтроле), надзорный орган не может ни выдать предписание (кроме случаев, когда отраслевой закон это прямо разрешает, см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/74033">п. 3 ч. 3 ст. 74</a> Закона о госконтроле), ни наказать. С 28.06.2023 разрешено выдавать предписания после проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/722">абз. 2 п. 7.2</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Однако в качестве некоторого "мораторного послабления" инспекторам разрешено взаимодействовать с проверяемыми лицами при проведении выездного обследования в рамках федеральных государственных:
</p>
<p>
     - охотничьего контроля (надзора),
</p>
<p>
     - контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий,
</p>
<p>
     - контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,
</p>
<p>
     - контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается нахождение и перемещение инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом же случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта КНМ и протоколов об административных правонарушениях (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/101">п. 10.1</a> Постановления N 336).
</p>
<p align="center">
     Выдача и исполнение предписаний в 2024 году
</p>
<p>
     В 2022 и до 17.03.2023 выдача и контроль предписаний об устранении нарушений, выявленных во время КНМ, а также последующий контроль за их исполнениями были очень сильно ограничены.
</p>
<p>
     В настоящий момент никаких ограничений на выдачу предписаний нет - выдавать их можно при любых выявленных в ходе КНМ нарушениях обязательных требований. Проверять исполнение любых предписаний, выданных после 01.03.2023, разрешено <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/3111">абзацем 11 пп. "а" п. 3</a> Постановления N 336.
</p>
<p align="center">
     Мероприятия в отношении государственных и муниципальных объектов (детсадов, школ, больниц, интернатов и т.п.)
</p>
<p>
<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/114">Пунктом 11.4</a> Постановления N 336 до 2030 года запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении государственных и муниципальных детсадов и школ, государственных и муниципальных медорганизаций, а также организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. также <a href="https://internet.garant.ru/#/document/406760081/entry/0">письмо</a> Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218). Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит (далее также - профвизит), отказаться от которого садик, школа, больница и т.д. не могут (этим он отличается от обычного профилактического визита, см. <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/5206">ч. 6 ст. 52</a> Закона о госконтроле). Какие бы нарушения инспектор не обнаружил во время такого профвизита, инициировать по данному поводу внеплановое КНМ ему прямо запрещено <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1145">абз.5 п. 11.4</a> Постановления N 336.
</p>
<p>
     При этом решение о проведении профвизита включается не в план КНМ, а в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1146">абзац 6 п. 11.4</a> Постановления N 336). Следовательно, -теоретически - искать "свой" будущий профилактический визит нужно не в ЕРКНМ, а в Программе профилактики соответствующего надзорного органа (он <a href="https://internet.garant.ru/#/document/401399931/entry/1015">размещается</a> на сайте соответствующего надзорного органа; сведения о прошедших визитах есть на ЕРКНМ). Однако на практике Программы профилактики, как правило, не содержат информации о планируемых профилактических визитах (ни адресатах, ни дате)..
</p>
<p>
     Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:
</p>
<p>
     - осмотр,
</p>
<p>
     - отбор проб (образцов),
</p>
<p>
     - истребование документов,
</p>
<p>
     - испытания,
</p>
<p>
     - инструментальное обследование,
</p>
<p>
     - экспертизу (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1142">абзац 2 п. 11.4</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Таким образом, профилактические визиты в указанные учреждения в 2024 - 2030 годах будут максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/69">ст. 69</a> Закона о госконтроле; отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/69042">вправе</a> получать письменные объяснения, а <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/0">Постановление</a> N 336 не разрешает проводить такое контрольное (надзорное) действие).
</p>
<p>
     Согласно <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/114">абзацу первому п. 11.4</a> Постановления N 336 указанный профилактический визит должен быть проведен за 1 день, однако:
</p>
<p>
     - визит можно продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1143">абзац 3 п. 11.4</a> Постановления N 336),
</p>
<p>
     - срок визита можно приостанавливать в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1144">абзац 4 п. 11.4</a> Постановления N 336). Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний. Для приостановления срока необходимо, чтобы инспектор, который проводит профвизит, составил мотивированное представление в адрес своего начальника - то есть уполномоченному должностному лицу надзорного органа (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1144">абзац 4 п. 11.4</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Если по итогам такого профвизита были выявлены нарушения, то инспектор составляет предписание об устранении этих нарушений и выдает:
</p>
<p>
     - предписание - садику /школе/ медорганизации / интернату и т.д. либо учредителю,
</p>
<p>
     - либо копию предписания - учредителю, если оригинал предписания выдан школе, детсаду, больнице и т.д (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1145">абзац 5 п. 11.4</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Контролировать исполнение такого предписание можно самым обычным способом, в том числе через организацию и проведение внеплановых КНМ (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1145">абзац 5 п. 11.4</a> Постановления N 336).
</p>
<p align="center">
     Профилактические визиты у тех, кто включен в план КНМ-2024 (кроме садиков и школ, больниц и проч.)
</p>
<p>
     Хозяйствующие субъекты, кого будут плановые КНМ в 2024 году, имеют возможность провести у себя "пробное" КНМ.
</p>
<p>
     Для этого они должны обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Если такая просьба поступила не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган должен включить запрошенный профвизит в свою программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1133">абзац третий п. 11.3</a> Постановления N 336). Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1133">абзац третий п. 11.3</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Такой профилактический визит является "классическим": без предписаний, без наказания (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/5208">ч. 8 ст. 52</a> Закона о госконтроле). Зато по его итогам инспектор даст рекомендации по соблюдению обязательных требований (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/5202">ч. 2 ст. 52</a> Закона о госконтроле), и проверяемое лицо сможет качественно подготовиться к грядущему плановому КНМ.
</p>
<p>
     Однако те организации и ИП, которые попали в План проведения плановых проверок (то есть проверок, которые регулируются нормами <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12164247/entry/200">Закона</a> N 294-ФЗ), лишены возможности провести у себя профилактический визит: во-первых, Закон N 294-ФЗ не предусматривает такой формы профилактических мероприятий, а во-вторых, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/1133">абзац третий п. 11.3</a> Постановления N 336 упоминает только плановые КНМ, но не плановые проверки.
</p>
<p>
     Запрос на проведение профилактического визита и консультирования до 2030 года можно подавать через Единый портал госуслуг (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/802">п. 8.2</a> Постановления N 336).
</p>
<p align="center">
     Профилактический визит по поручениям Президента РФ и Правительства РФ
</p>
<p>
     В рамках моратория Правительство РФ на 2023-2029 годы ввело новый вид контрольного (надзорного) мероприятия, не предусмотренный <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/0">Законом</a> о госконтроле, - профилактический визит без возможности отказаться от его проведения, зато с возможностью проведения контрольных (надзорных) действий:
</p>
<p>
     - такие визиты проводятся исключительно в рамках тех видов надзора, которые подчиняются Закону о госконтроле,
</p>
<p>
     - такие визиты проводятся исключительно по поручению Президента РФ, премьер-министра РФ, вице-премьеров (в последнем случае - по согласованию с руководителем Аппарата Правительства РФ),
</p>
<p>
     - в поручениях председателя Правительства и вице-премьеров (для поручения Президента РФ аналогичного требования не введено) должны быть указаны перечень контролируемых лиц и период времени, в течение которого должны быть проведены профилактические визиты (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/115">п. 11.5</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     В рамках такого визита можно проводить:
</p>
<p>
     - осмотры,
</p>
<p>
     - отборы проб (образцов),
</p>
<p>
     - истребования документов,
</p>
<p>
     - испытания,
</p>
<p>
     - инструментальные обследования,
</p>
<p>
     - экспертизы (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/116">п. 11.6</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Срок такого визита - 1 день, но этот срок:
</p>
<p>
     - может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней;
</p>
<p>
     - может быть приостановлен на срок осуществления экспертиз или испытаний (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/116">п. 11.6</a> Постановления N 336).
</p>
<p>
     Если во время визита обнаружены нарушения, то контролируемому лицу выдается предписание, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, то предписание выдается либо самому учреждению, либо его учредителю (в первом случае учредителю направят копию предписания) (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/116">п. 11.6</a> Постановления N 336).
</p>
<p align="center">
     Возбуждение дел об административных правонарушениях
</p>
<p>
     Как правило, после того, как в ходе проверки, иного КНМ инспектор обнаружил нарушения и зафиксировал их в Акте проверки, Акте КНМ, он сам или иное уполномоченное лицо надзорного органа составляет в отношении виновных в нарушении лиц протокол об административном нарушении. В основу протокола в качестве доказательства события нарушения берется именно Акт проверки или иного КНМ.
</p>
<p>
     Однако - если мораторий запрещает приходить с проверкой, а нарушения имеются, - надзорные органы зачастую составляли протоколы просто по правилам КоАП, собирая доказательства нарушений в рамках КоАП РФ, не опираясь на материалы проверок. Суды не усматривали в данной практике ничего незаконного, так как "действующее законодательство не ограничивает способы непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, исключительно проведением контрольно-надзорных мероприятий" (см., например, постановления Девятнадцатого ААС <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/64855624" target="_blank">от 01.02.2022 N 19АП-7527/21</a>, Одиннадцатого ААС <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/64846877" target="_blank">от 27.01.2022 N 11АП-21172/21</a> и другие).
</p>
<p>
     Учитывая данную практику (сначала <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/9">пунктом 9</a> Постановления N 336, а с 25.07.2022 и впредь - федеральным законом, а именно <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281031">ч. 3.1</a> и <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/2810">примечанием</a> к ст. 28.1 КоАП РФ) надзорным органам запрещено составлять протокол об административном правонарушении в том случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых - это предмет госконтроля (госнадзора, муниципального контроля), а перед тем, как составить протокол об административном правонарушении, надзорный орган не проводил никакого КНМ с взаимодействием по правилам <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/0">Закона</a> о госконтроле либо проверки по правилам <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12164247/entry/0">Закона</a> N 294-ФЗ (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/73">абзацы 3</a>, <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/76">6</a> и <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/77">7 п. 7</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436). Это распространяется в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов госвласти и ОМСУ, из СМИ (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/75">абз. 5 п. 7</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
</p>
<p>
     Возможность составлять протоколы по таким правонарушениям и без проведения проверок и КНМ с взаимодействием оставлена только для следующих ситуаций:
</p>
<p>
     - после совершения КНД в рамках постоянного госконтроля (госнадзора), постоянного рейда и оформления их результатов (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281031">ч. 3.1 ст. 28.1</a> КоАП РФ),
</p>
<p>
     - дела по <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/921">ст. 9.21</a> КоАП РФ могут быть возбуждены УФАС, ФАС РФ без проведения КНМ в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281033">ч. 3.3 ст. 28.1</a> КоАП РФ),
</p>
<p>
     - дела по <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/9101">ч. 1 ст. 9.1</a> КоАП РФ могут быть возбуждены без проведения КНМ в случае непредставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281034">ч. 3.4 ст. 28.1</a> КоАП РФ),
</p>
<p>
     - дела по целому ряду правонарушений, в том числе в сфере обработки персональных данных, могут быть возбуждены Роскомнадзором без проведения КНМ с взаимодействием (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281035">ч. 3.5 ст. 28.1</a> КоАП РФ).
</p>
<p>
     Таким образом, основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении может являться невозможность оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава правонарушения, в связи с ограничениями, предусмотренными <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/0">Постановлением</a> N 336. Одновременно с этим потенциальному нарушителю можно объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/78">абз. 8 п. 7</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
</p>
<p>
     Кроме того, возбуждать дело об административном правонарушении можно и без предварительного КНМ, если:
</p>
<p>
     - необходимо применить временный запрет деятельности как меру обеспечения производства по делу об АП (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/12125267/entry/281032">ч. 3.2 ст. 28.1</a> КоАП РФ),
</p>
<p>
     - или если предмет надзора - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/9">п. 9 </a>Постановления N 336),
</p>
<p>
     - если производство по делу об административном правонарушении, зафиксированном через фото-видео аппаратуру (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/711">абз. 11 п. 7</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
</p>
<p>
     Таким образом, без предварительного КНМ с взаимодействием в большинстве случаев возбуждать дело по КоАП РФ нельзя. При этом допускается возбуждение дел об административных правонарушениях на основании сведений, полученных в ходе проведения КНМ с взаимодействием, вне зависимости от даты завершения таких мероприятий (<a href="https://internet.garant.ru/#/document/403781000/entry/712">абз. 12 п. 7</a> письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
</p>
<p>
     Отметим, что судебная практика по данному вопросу противоречива (постановления Тринадцатого ААС <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/65647361" target="_blank">от 16.05.2023 N 13АП-3616/23</a>, АС Восточно-Сибирского округа <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/37745303" target="_blank">от 25.05.2023 N Ф02-2396/23</a>, АС Уральского округа <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/38915904" target="_blank">от 20.10.2023 N Ф09-6321/23</a> и <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/38905399" target="_blank">от 26.05.2023 N Ф09-2514/23</a>, АС Центрального округа <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/40288425" target="_blank">от 27.04.2023 N Ф10-1280/23</a>, АС Поволжского округа от <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/39394173" target="_blank">24.10.2023 N Ф06-8658/23</a> и <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/39382887" target="_blank">от 27.04.2023 N Ф06-1514/23</a>, АС Северо-Кавказского округа <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/40852330" target="_blank">от 15.05.2023 N Ф08-4053/23</a>, АС Московского округа <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/69327238" target="_blank">от 02.05.2023 N Ф05-7883/23</a>). Однако <a href="https://internet.garant.ru/services/arbitr/link/69318992" target="_blank">постановлением</a> АС Московского округа от 31.03.2023 N Ф05-1094/23 (оставлено без изменения <a href="https://internet.garant.ru/#/document/407479173/entry/0">определением</a> Верховного Суда РФ от 01.08.2023 N 305-ЭС23-12646) отмечено, что <a href="https://internet.garant.ru/#/document/403681894/entry/9">Постановление</a> N 336 не содержит каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам КНМ, а у административного органа есть объективная возможность и обязанность провести проверку по заявлению (жалобе) гражданина и принять мотивированное решение.
</p>
<p align="center">
     Прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки
</p>
<p>
     Мораторий-2024 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным <a href="https://internet.garant.ru/#/document/74449814/entry/0">Законом</a> о госконтроле или <a href="https://internet.garant.ru/#/document/12164247/entry/0">Законом</a> N 294-ФЗ.
Бесплатная консультация в чате
Личный кабинет
Обратная связь
Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных 1. Общие положения Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ООО ПЦ Логос (далее — Оператор). 1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. 1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://logospravo.ru. 2. Основные понятия, используемые в Политике 2.1. Автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники. 2.2. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных). 2.3. Веб-сайт — совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://logospravo.ru. 2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств. 2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных. 2.6. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. 2.7. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и/или осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. 2.8. Персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://logospravo.ru. 2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения). 2.10. Пользователь — любой посетитель веб-сайта https://logospravo.ru. 2.11. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц. 2.12. Распространение персональных данных — любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом. 2.13. Трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу. 2.14. Уничтожение персональных данных — любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и/или уничтожаются материальные носители персональных данных. 3. Основные права и обязанности Оператора 3.1. Оператор имеет право: — получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные; — в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, а также, направления обращения с требованием о прекращении обработки персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных; — самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами. 3.2. Оператор обязан: — предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных; — организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ; — отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных; — сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса; — публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных; — принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных; — прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных; — исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных. 4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных 4.1. Субъекты персональных данных имеют право: — получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных; — требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав; — выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг; — на отзыв согласия на обработку персональных данных, а также, на направление требования о прекращении обработки персональных данных; — обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных; — на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ. 4.2. Субъекты персональных данных обязаны: — предоставлять Оператору достоверные данные о себе; — сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных. 4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 5. Принципы обработки персональных данных 5.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе. 5.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. 5.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. 5.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. 5.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки. 5.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. 5.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом. 6. Цели обработки персональных данных Цель обработки заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров Персональные данные фамилия, имя, отчество электронный адрес номера телефонов реквизиты документа, удостоверяющего личность номер свидетельства обязательного пенсионного страхования, дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования адрес фактического места проживания и регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания Правовые основания договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных Виды обработки персональных данных Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уничтожение и обезличивание персональных данных 7. Условия обработки персональных данных 7.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. 7.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. 7.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. 7.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. 7.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. 7.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные). 7.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. 8. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. 8.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. 8.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору. 8.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора logoslc@mail.ru с пометкой «Актуализация персональных данных». 8.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора logoslc@mail.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». 8.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг. 8.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ. 8.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных. 8.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. 8.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных, отзыв согласия субъектом персональных данных или требование о прекращении обработки персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных. 9. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными 9.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных. 9.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой. 10. Трансграничная передача персональных данных 10.1. Оператор до начала осуществления деятельности по трансграничной передаче персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных (такое уведомление направляется отдельно от уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных). 10.2. Оператор до подачи вышеуказанного уведомления, обязан получить от органов власти иностранного государства, иностранных физических лиц, иностранных юридических лиц, которым планируется трансграничная передача персональных данных, соответствующие сведения. 11. Конфиденциальность персональных данных Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. 12. Заключительные положения 12.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты logoslc@mail.ru. 12.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. 12.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://logospravo.ru.